Ребенок овладевает речью медленно и постепенно, его словарный запас постоянно растет и к семи годам достигает примерно 10000 слов. Ученые разделяют развитие речи у человека на разные этапы в зависимости от возраста, в этой статье мы будем опираться на таблицу из книги “Речевые нарушения у детей”, выпущенной под редакцией Л.С. Чутко и О.В. Елецкой.
Первый год жизни
0-2 месяца
В этот период ребенок кричит и плачет — это первые звуки, которые он издает с помощью голосового аппарата. Они обозначают отрицательную эмоциональную реакцию малыша на что-либо. Сначала крик и плач всегда одинаковые, но в возрасте 1-2 месяцев у них появляются оттенки. По звуку можно определить, что именно беспокоит малыша: голод, болезнь или что-то другое.
2-3 месяца
В этом возрасте дети начинают гулить. Сначала появляются гласные, а затем согласные звуки. Гуление обычно обозначает положительные эмоции.
4-5 месяцев
Ребенок начинает запоминать и узнавать людей, впервые смеется. Как правило, на пятом месяце жизни дети уже способны находить источник звука и концентрировать внимание на нем. Затем появляется хныкание: оно имеет негативную эмоциональную окраску меньшей интенсивности, чем плач или крик.
6 месяцев
Следующая этап — лепет. Малыш начинает произносить слоги: “ма-ма-ма-ма”, “ба-ба-ба-ба”. Ребенок пытается подражать не только тому, как разговаривают взрослые, но и воспроизводить снова те звуки, которые издает сам.
6-9 месяцев
В этом возрасте дети уже способны связывать слова с предметами и действиями, указывать на названный предмет, выполнять некоторые просьбы. Запас слов из речи взрослых, которые понимает ребенок, пополняется очень быстро.
10-12 месяцев
В речи малыша появляются первые осмысленные слова. Пока они состоят из двух одинаковых слогов: “мама”, “папа”, “баба”. К двенадцати месяцам словарный включает 5-10 слов.
Второй год жизни
15-18 месяцев
Словарный запас расширяется примерно до 20 слов, дети начинают больше понимать взрослых. Они уже могут выполнять простые инструкции, по просьбе показывать части тела.
18-24 месяца
Количество знакомых слов растет очень активно, к двум годам ребенок использует от 100 до 300 слов. Одновременно с этим в речи появляются твердые согласные звуки: [п], [т], [д], но произношение все еще нечеткое.
Третий год жизни
2-3 года
Словарный запас расширяется еще больше, кроме существительных малыш активно использует глаголы, местоимения, предлоги, иногда прилагательные. К трем годам ребенок начинает отличать единственное число от множественного, будущее время от прошлого.
Четвертый год жизни
3-4 года
В этом возрасте ребенок знает уже 300-800 слов, может говорить короткими фразами. Может назвать свой пол, возраст и имя. В его речи активно появляются новые несуществующие слова (феномен детского словотворчества).
Пятый год жизни
4 года
В четыре года дети произносят развернутые предложения с любыми частями речи, а словарный запас разрастается до 1500-2000 слов. Благодаря этому ребенок уже может свободно общаться с окружающими. Произношение сформировано еще не до конца: согласные смягчаются, свистящие и шипящие звуки произносятся нечетко.
5 лет
В речи появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, активно используется до трех тысяч слов. В пять лет многие дети уже способны правильно произносить все звуки.
Шестой и седьмой годы жизни
В словарном запасе уже не три, а десять тысяч слов. Ребенок умеет правильно произносить все звуки языка, учится читать. Если устная речь развилась нормально, начинается обучение письму.
По книге “Речевые нарушения у детей” под редакцией Л.С. Чутко и О.В. Елецкой
Свежие комментарии