Нарушения письменной речи

Путь к разделу с нарушениями письменной речи в МКБ-10 выглядит так: Психические расстройства и расстройства поведения > Расстройства психологического развития > Специфические расстройства развития учебных навыков (F81). К таким нарушениям относятся:

  • Дислексия;
  • Дисграфия;
  • Дизорфография;
  • Дискалькулия.

Более чем в 60% случаев они сопровождаются другими психоневрологическими патологиями: СДВГ, тревожными расстройствами, расстройствами настроения и нарушениями координации движений.

Одновременно с этим крайне важно разграничивать нарушения письменной речи, относящиеся к специфическим расстройствам обучения, и невозможность обучить ребенка навыкам чтения, письма и счета по каким-либо другим причинам. Диагнозы, которым посвящена эта статья, не ставятся детям с умственной отсталостью, дефектами слуха и зрения, эмоциональными нарушениями. Также о них не идет речи, если мы говорим о детях, растущих в условиях некоторых социально-экономических и культурных ограничений. При диагностике прежде всего исключается наличие у ребенка умственной отсталости, так как одно из главных условий для выявления нарушения письменной речи — это полная сохранность интеллекта, проявляющаяся во всех сферах деятельности кроме учебы.

Сегодня мы расскажем вам о двух самых распространенных нарушениях письменной речи — дислексии и дисграфии.

ДИСЛЕКСИЯ

Дислексия — это частичное и специфическое расстройство навыков чтения при сохранении общей способности к обучению, которое выражается в постоянных повторяющихся ошибках, нарушении скорости и способа чтения. МКБ-10 называет дислексию специфическим расстройством чтения и говорит о нем так:

Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено исключительно уровнем интеллекта, наличием проблем, связанных с остротой зрения или неадекватным обучением в школе. Затронутыми могут быть навыки чтения и узнавания читаемого слова, речевой навык чтения и выполнения задач, требующихся при чтении. С этим расстройством обычно сочетаются трудности правописания, которые часто сохраняются и в подростковом возрасте, даже если имеется определенный прогресс в чтении….

Ученые сходятся на том, что дислексией страдают от 3 до 10% школьников и примерно 4% взрослых. Во многих странах статистика сильно разнится: это связано с тем, что в каких-то языках звуковые и буквенные обозначения слова отличаются друг от друга меньше, чем в других (из разряда “Как слышится, так и пишется”). Если же мы говорим о языках с иероглифическим письмом, там все куда проще: один графический элемент — иероглиф или его часть — обозначает морфему или даже целое слово, и это сильно облегчает обучение чтению.

Дислексия может передаваться по наследству. Страдающий даже самой легкой, почти незаметной формой дислексии родитель, вероятно, поделится расстройством с детьми, если его причина в мутации какого-то гена. Однояйцевые (идентичные) близнецы дислексию наследуют вместе, разнояйцевые (например, двойняшки) — по отдельности: расстройство может передаться как одному ребенку, так и обоим детям. Среди мальчиков дислексия встречается в 4 раза чаще, чем среди девочек.

Впрочем, это расстройство может быть вопросом не только генетики, но и нейробиологии. За звукобуквенный анализ, декодирование и скорость распознавания слов отвечают две области коры головного мозга: левая теменно-височная и левая затылочно-височная. Дислексия может возникнуть, если они повреждены, недоразвиты или функционируют неправильно.

Ошибки, которые ребенок делает при чтении, могут быть как абсолютной нормой, так и свидетельством дислексии. Для расстройства типичны следующие повторяющиеся проявления:

  1. Смешения и замены схожих букв и звуков во время чтения. Это могут быть парные звуки и просто фонетически близкие звуки ([г]-[к], [з]-[с], [ч]-[щ]) или внешне похожие буквы ([н]-[п], [б]-[д], [с]-[е]).
  2. Неспособность соединять звуки в слоги и слова, чтение по буквам.
  3. Перестановка, пропуск или добавление звуков и слогов в слова.
  4. Непонимание прочитанного. Ребенок может не воспринимать смысл не только отдельных слов, но и предложений и целых текстов.
  5. Аграмматизмы, то есть нарушение конструкций и согласования, последовательности слов в предложении, изменение окончаний и других морфем.

ДИСГРАФИЯ

Дисграфия – это стойкое частичное нарушение письма, обусловленное несформированностью или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые участвуют в процессе письма, и не связанное с незнанием грамматических правил.

Существуют разные классификации видов дисграфии, вот одна из них — педагогическая, составленная профессором Р.И. Лалаевой:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается у детей, которые имели или имеют нарушенное звукопроизношение. В письме дети совершают те же ошибки, что и в говорении: смешивают или пропускают на бумаге буквы, соответствующие звукам, которые они теряют или заменяют на другие в устной речи.
  2. Акустическая дисграфия диагностируется у детей, которые неполностью или искаженно воспринимают чужую устную речь, не имея при этом проблем со слухом и произношением. Эту патологию сложно обнаружить до начала обучения ребенка письму, так как она почти не проявляется при устном общении и никак ему не мешает.
  3. Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза — это расстройство проявляется в стойком искажении структуры слов и предложений. Чаще всего нарушается звукобуквенное или морфемное строение слов.
  4. Аграмматическая дисграфия: ошибки проявляются на уровне слов, словосочетаний, предложений и целых текстов. Это могут быть неверные приставки, суффиксы, падежные окончания и числа существительных.
  5. Оптическая дисграфия может проявляться в заменах внешне похожих букв и неправильном их написании (например, зеркальном). Есть два вида оптической дисграфии: литеральная, когда ребенок испытывает трудности в написании каких-либо букв, и вербальная, когда проблемы есть только при написании слов целиком.

Кроме классификации видов дисграфии профессор Р.И. Лалаева создала и классификацию ошибок при дисграфии, которую мы не можем не привести. Это:

  • искаженное написание букв;
    • замена внешне схожих букв или букв, обозначающих похожие звуки;
    • пропуски, перестановки, повторные написания букв или слогов;
    • раздельное или слитное написание, употребление несуществующих слов;
    • грамматические ошибки на письме.

Существует также так называемая эволюционная, или ложная, или темповая, дисграфия, которая решается коррекционными методами намного успешнее других видов расстройства. Чаще всего она обусловлена тем, что ребенку трудно сосредотачиваться сразу на всех аспектах письма сразу.